Интернет-магазин
по продаже Башкирского мёда
Крестьянское фермерское пчелохозяйство
"Саргаев А.А." КФХ
В корзине 0  шт.  на сумму  0 руб.
С.-Петербург: +7 (960) 244 33 49
Башкирский мёд в СПб
Натуральный мёд
Башкирская пчёлка

СТАРОВЕРЫ-ПОМОРЦЫ

Основатель пчеловодческой династии, Алексей Павлович Саргаев, познакомился с пчёлами в юном возрасте на колодной пасеке своего деда, Михаила Ивановича. На домашней пасеке, кроме колод, было несколько рамочных ульев. Семья Михаила Ивановича Саргаева прибыла по Самаро-Златоустовской железной дороге в Уфимскую губернию на станцию Раевка в 1895 году и поселилась на хуторе Назаровском. В 20 км от станции на восток находится и сейчас Назаровский лес. Хутора исчезнут после 1917 года...

Староверы поморского согласия, последователи Выгорецкой обители, покинули Самарскую губернию после очередных гонений. Ранее, во времена сильнейших "николаевских гонений", Саргаевы оставили берега реки Свири и переселились к очагам староверов-поморцев на Волгу. Водный путь лежал из Свирского Устья по Мариинскому каналу мимо Оштинского Погоста и Вытегры, важных оплотов Прионежского староверия. Далее по р. Ковже на Белое озеро, по р. Шексне на Рыбинск, где была устроена Хлебная биржа, снабжавшая зерном нижнего Поволжья Санкт-Петербург и окружающие провинции.

На Волге было несколько "Хлебных столиц": Нижний Новгород, Казань, Сызрань... Тяготение староверов-поморцев к хлебным краям не случайно. Данилов монастырь, преемник особо почитаемого староверами Соловецкого монастыря, был заложен в 1694 г. севернее Онежского озера на реке Выг. Самые хлебородные земли Русского Севера были расположены по рекам Выгу и Онеге возле Каргополя, заселенного староверами "Выгорецкого общежительства" чуть позже. Рожь была спасительным злаком в Заонежье. Но всё увеличивающемуся населению этих мест уже не хватало хлебных припасов и для выживания требовалось наладить перевалку зерна из Поволжья. Наши предки, выходцы из Русского Севера, купили пахотную землю в Нижегородской губернии на "Нагорной половине", по правому берегу реки Волги.

Значительно позже, после прибытия в Уфимскую губернию из Поволжья, наш прадед купил землю близ реки Мияки и поселился с семьей в деревне Ново-Алексеевке, в 14 верстах от села Киргиз-Мияки. Речка Мияки, в народе ее называют ласково - Миякинка, имеет протяженность всего 25 км. В то время на ее берегах действовало много водяных мельниц. Старожилы помнят: ближайшие от поселка Садовый мельницы были устроены у деревни Миякитамак (возле устья реки Мияки) и у деревни Отруб-Балгазы. Эти мельницы действовали до пятидесятых годов прошлого века.

Колодная пасека, дом, усадьба и пахотная земля нашего деда, Павла Михайловича Саргаева, будут безвозвратно потеряны в 1937 году после преступных репрессий по отношению к крестьянам, не желающим вступать в колхозы. В тридцатые годы двадцатого века в Башкирии массово и успешно функционировали сельскохозяйственные артели и коммуны. Артель, в которой работали Саргаевы, состояла из одиннадцати дворов. В ней был один колесный трактор "Фордзон-Путиловец". Партийная ячейка отсутствовала по причине того, что добровольное вступление работников в артель строилось на принципах личных качеств вступающего в трудовое сообщество. Отбор был строгий. Пьяницам, лодырям, горлопанам места там не было.

Один из созданных колхозов в мае месяце устроил демонстрацию с флагами, транспорантами и трактором во главе колонны по направлению на районный центр с. Киргиз-Мияки. "Маёвка" закончилась конфузом: трактор увяз в грязи, переезжая брод. Демонстранты пришли к артельщикам, которые ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь и готовились к посевной. Стали требовать, чтобы их трактор выдернули из трясины тросом. В артели трактор стоит под брезентом, уже готов к посевной. Артельщики отчитали нерадивых селян: "Сейчаc надо ремонтом заниматься и к севу готовиться, а вы такое непотребство устроили." Трактор, естественно, помогли выдернуть из хляби. Колхозники радостно благодарили за выручку. Через некоторое время пришла разнарядка из Москвы: сколько человек нужно добавочно "раскулачить" в БАССР. Артель уже была ликвидирована. Дед устроился в Миякинский совхоз рабочим. Но ГПУшные "опричники" усмотрели в истовой религиозности Саргаевых угрозу тоталитарному режиму. На дворе стоял зловещий 1937 год. Ростки кооперации были загублены на корню. До рокового 1941 года осталось рукой подать...

Репрессиям подверглись: наш прадед, Михаил Иванович Саргаев (родился в Самарской губернии в 1870 г.), и три его сына: Павел Михайлович (старший сын, наш дедушка, 1895 г.р.), Алексей Михайлович (средний сын, 1905 г.р.), Василий Михайлович (младший сын, 1913 г.р.). Прадедушка будет расстрелян 4 февраля 1938 года. Три его сына получат по 8 лет каждый и будут определены на спецпоселения в леспромхоз при Яман-Елгинской узкоколейной железной дороге в Нуримановском районе Башкирской АССР. В 1956-1960 годах все Саргаевы будут реабилитированы. www.lists.memo.ru/d29/f268.htm

Нуримановский и Караидельский районы на Уфимском плато - это "Башкирская Швейцария". Среди этой красоты еще остались, доживая свой век, бараки спецпоселений в Сарве и во многих уже нежилых селениях. Богатая природа этих малодоступных лесных мест способствовала расселению диких роев пчёл. Распространенные нерукотворные пчелиные борти в лесозаготовительных пунктах спасли от голода десятки несвободных тружеников Яман-Елгинского леспромхоза. www.forum.nedoma.ru/topic32553-0.html

После возвращения деда, Павла Михайловича, из "лесов Нуримана" в Миякинский район к семье, ему необходимо было около года восстанавливать здоровье. Со временем, на средства старшего сына - Ивана Павловича Саргаева, будет построен дом для деда и бабушки. Иван Павлович - фронтовик, воевал на Синявинских высотах. Принимал участие в прорыве блокады Ленинграда. Награжден орденами и медалями. Иван Павлович проживал с семьей в Уфе (в Черниковке), где и работал начальником автоколонны в большом автотранспортном предприятии УПОГАТ-3. Довольно часто его автоколонну направляли на уборку урожая в Миякинский район. Являясь начальником, любил садиться за руль только что поступивших в автопредприятие из Чехословакии грузовых самосвалов "Татра".

В доме деда было много икон старого письма, литых из меди крестов и складней, старинных книг в кожаных переплетах с медными застежками, красивых лестовок, расшитых разноцветным бисером... В теплой половине дома находилась большая русская печь, в холодной половине - круглая печь-голландка, в сенях лари под зерно...

Бывая в гостях у деда, я интересовался жизнью староверов, их бытом и религиозными особенностями, промыслами и многим другим. На вопрос о фамилии - Саргаев, дедушка рассказывал, что фамилия происходит от слова "Сарга".

Дед сообщил, что фамилия произошла при покупке земли. Староверы Поморского берега никогда не были крепостными крестьянами. Свободных крестьян, во времена императора Николая I, при покупке земли обязывали выправлять паспорт. По названию местности "Сарга", где межевался земельный участок, писарь и записал в документе - "Саргаев". Нижегородская губерния, Сергачский уезд. У писателя Мельникова-Печерского в романе "На Горах" описывается жизненный уклад староверов тех мест.

Да, важное замечание - земля была куплена у местного знатного татарина, в округе много татарских сел в перемежку с русскими. Там проживали служилые касимовские (мещерские) татары. Татарские села: Уразовка, Малое Рыбушкино, Кадомка, Актуково, Ендовищи, Красный Яр, Медяна и многие другие.

Ниже привожу выдержки Нижегородских краеведов:

"В Нижегородской губернии поморское согласие (староверы-поморцы) насчитывало около 25 тысяч своих последователей, владевших более 60 храмами и моленными. Поморцы проживали как в нагорной части губернии, так и в заволжской, причем по степени консерватизма нагорные поморцы приближались к белокриницким, а заволжские находились значительно правее (консервативнее) беглопоповцев. Если в южной половине губернии (в нагорной части, в том числе) поморцы зарегистрировали более тридцати общин, то в северной — ни одной."

Краеведы Краснооктябрьского района: "Село Сарга стоит на берегу реки Пьяна и история его образования уходит своими корнями в далекое прошлое. По рассказам старожилов, на протяжении столетий село Сарга несколько раз меняло свое имя. Его первое название – Воскресенское. Село Сарга русское, с церковью, которая была построена в Екатерининские времена - в 1766 г.

Юг Нижегородской области в древности был заселен мордвой-эрьзя. На территории нынешней Мордовии есть село Сарга. Переводится "сарга", "сарка" с древнемордовского языка как "развилка реки", "развилка". В книге памяти "Мемориал" есть среди фамилии Саргаев - Саргаев Семен Алексеевич. 

"На правом берегу реки Пьяны - деревня Абрамово (в старину произносилось - "деревня Абрамова"), через которую проходил Московско-Симбирский почтовый тракт. В одной версте от Абрамово находится село Сарга, расположенное близ устья речки Сарга, правого притока реки Пьяны. Здесь расположен второй по возрасту храм болдинской округи – Успенская церковь, построенная в 1766 году."

В Екатерининские времена Московско-Симбирский почтовый тракт был главной сухопутной транспортной магистралью Российской империи. Село Сарга в одной версте от почтовой станции Абрамово, куда А.С. Пушкин заезжал за письмами сам, либо посылал нарочного за корреспонденцией: "Из Черновского тракт шел в село Адашево, знаменитое своими базарами, на которых продавались казариновская лощеная керамика и болдинские сани, известные в Нижнем Новгороде как "адашевские".

От Адашева рукой подать до последней на Симбирском тракте в пределах Нижегородской губернии почтовой станции - Абрамова. Именно туда посылал нарочных Пушкин за корреспонденцией. Соответственно, и писать болдинскому помещику, живущему в 12 верстах от станции, полагалось в Абрамово. Юная невеста, Наталья Николаевна Гончарова, позволяла себе ревновать поэта. "Абрамово вовсе не деревня княгини Голицыной, как Вы полагаете, а станция в 12-ти верстах от Болдина", - писал ей 26 ноября 1830 года Александр Сергеевич.

Он также описал в письме невесте состояние Симбирского тракта и его благоустройство: " Если что и может меня утешить, то это мудрость, с которой проложены дороги отсюда до Москвы: представьте себе насыпи с обеих сторон, - ни канавы, ни стока для воды, отчего дорога становится ящиком с грязью, зато пешеходы идут со всеми удобствами по совершенно сухим дорожкам и смеются над увязшими экипажами. (Посочувствуем путешественникам тех веков) Дальше тракт пробегал мимо села Сарга и шел на город Ардатов, а дальше - на сам Симбирск."

Рядом с трактом были разбросаны татарские села тех мещерских татар, с родственниками которых в настоящее время соседствуем мы, Саргаевы, в Башкирии. В Миякинском районе рядом с селом Садовый, близ реки Дёмы, находятся села мещерских служилых татар: Миякитамак, Никифарово, Гайниямак, Менеузтамак и многие другие. Да и ранее, когда наш прадед по прибытии в Уфимскую губернию поселился в деревне Ново-Алексеевке, рядом, в пяти верстах, уже стояло старинное татарское село Анясево. Наши предки на протяжении веков жили очень дружно с братскими народами Поволжья. К слову сказать: мещерские и казанские татары являются коренными жителями Санкт-Петербурга с момента основания города на Неве.